На сегодняшний день очень актуально среди психологов изучение различий между органами чувств. Зрение отличается от слуха. Глаза человека наслаждаются созерцанием любимого, а чувство прикосновения создает радость человеческого контакта. Какой же вклад каждого чувства в познание мира?
Зрение
Большинство людей полагают, что лучше потерять слух, чем зрение. Предки точно согласились бы с ними: с точки зрения эволюции зрение — это необходимое чувство.
Фоторецепторы в глазу собирают свет и превращают физическую энергию света в нейронные сообщения, которые отправляются в затылочные доли мозга для расшифровки и анализа. Трансдукция происходит уже в сетчатке глаза. Сетчатка располагается на задней стенке глаза из ячеек, содержащих светочувствительна клетки.
Светочувствительные клетки называются палочки и колбочки. Палочки позволяют видеть при тусклом, слабом освещении: они имеют очень высокую чувствительность к свету, но не различают детали и цвета. Колбочки же, напротив, отвечают за четкое цветное видение и хорошо работают при ярком свете. С их помощью человек может видеть около 5 миллионов разных цветов и оттенков, хотя имеются названия только лишь для 150 -200 из них.

Все люди не без «слепого пятна». Этот маленький кусочек сетчатки не имеет никаких фоторецепторов, так как от него отходит зрительный нерв. Из-за этого в человеческом зрительном поле есть небольшой пробел. Человек не замечает слепого пятна, так как глаза компенсируют друг друга, а мозг «заполняет» пробел информацией, подходящей по контексту.

Слух
Если в лесу упадет дерево, и никто не услышит этого, будет ли звук? Эта загадка основана на том факте. Что «звук» относится как к физическому стимулу, так и к ощущению, которое он порождает. Если использовать слово звук по отношению к физической реальности, то ответ будет «да». Если же по отношению к ощущению, то правильный ответ будет «нет», так как там не было никого, кто мог бы испытать это ощущение.

Звуки возникают, когда некоторые действия, например удар, заставляют некоторые предметы, например, барабан, вибрировать. Эти вибрирующие объекты толкают молекулы воздуха, и в результате изменяется воздушное давление. Изменения давления порождают колебания воздуха, имеющие форму синусоиды. Можно представить океанские волны, бьющие о берег. От того, как часто бьются волны, зависит, какую высоту звука человек слышит. Высокая частота порождает высокий звук, низкая – низкий. Высота волны в гребне называется амплитудой. Звуковые волны с большой амплитудой – это громкий звук, а с маленькой – тихий.

Слушание возможно, когда мозг превращает синусоидные волны в слуховые ощущения. Звуковая волна проникает в ухо, отражается от тканей и слуховых косточек в среднем ухе и превращается в колебание жидкости во внутреннем ухе. Эти колебания стимулируют крошечные волосковые клетки, которые трансформируют воздействие в нейронный импульс. Он поступает в слуховую часть мозга, где обрабатывается. Мозг подбирает подходящий ответ на воздействие, например, заткнуть уши, когда кто-то скребет ногтем по доске.