Наступает последний летний месяц… Казалось бы, лето еще в разгаре, но все указывает пророку на то, что неуклонно приближается осень. Завершение лета связывали с праздником пророка Ильи (2 августа). Говорили: «В этот день до обеда лето, а после обеда осень», «После Ильи только дурак ходит в шляпе».
В народную традицию святой Илья вошел покровителем дождя и урожая. В его образе смешались черты ветхозаветных персонажей и древнеславянского бога Перуна. Общеизвестно, что атрибутами Ильи непременно считались гром и молния: «Когда гремит гром, то Илья на золотой коляске ездит по небу, а молния — это искры летят из-под копыт у лошадей».
Опасность такой «поездки» проявлялась в том, что пожар, который занимался от молнии, потушить можно было разве что магическими действиями. Ведь гласили, что такой огонь был холодный. Однако образ святого не был однозначно угрожающим.
Так, рассказывали, что именно святой Илья, будучи благодарным старушке за то, что поделилась с ним последним куском хлеба, оставил ей горстку муки, с которой она продержалась аж три голодных года. А еще верили, что Господь взял Илию на небо живым, а потому перед Страшным судом он вернется умирать на землю. Говорили и такое, что на свой праздник Илья слезает с неба и заходит в дом, чтобы свежего хлеба попробовать, а также для того, чтобы посвятить воду в реках.
Замечали, что в этот день всегда бывает дождь («Как придет Илья, то наделает гнилья»), и объясняли это тем, что Бог отругал Илью, и он плачет, а слезы падают наземь. Не отсюда ли традиционный запрет купаться в любом водоеме после его праздника?
Мотивация здесь самая разнообразная, например: в воде сидит нечистый; все, что ползает по земле, идет в воду; на спине вырастет ветка; нападет лихорадка; будешь незнающий в науке или в каком-то ремесле и т. д.