Когда туристы прилетают в Осло или Трумсе, сразу обращают внимание на то, что для многих эти большие (по местным меркам, конечно) города – вовсе не конечная точка маршрута, а всего лишь «перевалочный пункт». Едва выйдя из самолета, пассажиры спешат на стыковочный рейс. Прилетают в следующий аэропорт – картина та же: потоки людей с рюкзаками, которые, словно птицы, все время перемещаются и стремятся все дальше и дальше. Летом – ближе к воде, к фьордам, на острова, поднимая паруса над яхтами, садясь на велосипеды, распаковывая рыбацкие принадлежности. Зимой все встают на лыжи – кто на горные, а кто на беговые, чтобы каждый день «отмахать» эдак километров пятьдесят – например, по легендарным олимпийским трассам Лиллехаммера.
Неудивительно, что всех заядлых горнолыжников ноги понесли в первую очередь именно в горы, и, побывав в Квитфееле, Хемседале и Хавфьеле – лучших горнолыжных курортах Норвегии, все окончательно «заболели» этой страной. Ведь здесь привычная «альпийка» соседствует с выразительным безмолвием Крайнего Севера: рядом с горнолыжными трассами могут мирно пастись олени, а тишина гор вдруг нарушается лаем норвежских хаски, по природе своей радующихся возможности бешеного бега в упряжке. А благодаря близости Гольфстрима зима в норвежских горах – мягкая, с умеренными морозами, но заснеженная и хранящая искристый белый покров аж до мая.
Но все же более всего Норвегия знаменита не лыжами, не рыбалкой, а конечно, своими фьордами. Это удивительное творение воды, за миллионы лет проточившее себе путь меж гор и скал, образовавшее бесконечные гавани и проливы, длинные и не очень водные артерии, по берегам которых выросли небольшие поселения и города…
Один из таких городов – удивительнейший по архитектуре и своему устройству — Алесунд, расположившийся среди водных зеркал Гейрангерфьорда.
Алесунд встречает морской туманной сыростью, которая насыщает воздух так, что плащ на улице сразу становится мокрым, будто под дождем. Сквозь мглу едва светятся фонари, и все пространство вокруг обретает почти детективные очертания. Неподалеку от отеля в тумане маячат мачты какого-то судна – парусника очень большого размера. Один лишь вид на тот же Алесунд с холма Аксла чего стоит. А с горного перевала на высоте 1600 метров летом можно наблюдать многочисленные моренные озера с остатками ледяных полей, в разводьях которых отражается ослепительно синее небо.
А сами фьорды? А портовые города Тромсе или Берген? Берген словно взбирается по окружающим его склонам. Богатые особняки соперничают с множеством небольших деревянных домиков, придающих здешним местам, особый, неповторимый колорит. Да и вообще Берген с его древней историей перекрестья морских торговых путей заслуживает очень пристального внимания.
Хоть Норвегия – небольшая страна, вытянувшаяся вдоль Норвежского моря, но за один раз, даже за десять дней, ее невозможно увидеть во всей красе. В этой стране все постоянно движется. Даже имя Норвегии символизирует движение: оно означает «Путь на Север».